Институт политической регионалистики


Новая страница

У.А. Богачев

аспирант кафедры

сравнительной политологии

Российского университета

дружбы народов

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ГОРОДА

В последнее время наблюдается рост интереса к проблеме имиджа города. Формирование позитивного имиджа города становится одной из основных функций местной власти. Непонимание современных условий развития городов может привести к печальным последствиям во всей системе местного самоуправления.

Понятие «имидж» всегда являлось междисциплинарным и трактовалось в разных научных направлениях по-разному. Однако наиболее привычной традиций в российской политической науке является применение данного термина в рамках подготовки политической кампании, и в первую очередь избирательной.

Внимание к термину «имидж» применительно к муниципальному управлению появилось на Западе в 1970-е годы, когда имидж стал многообещающим «рецептом» для привлечения в город инвесторов и туристов, эффективной конкурентной борьбы с другими городами и т.д.

Одним из наиболее действенных инструментов формирования позитивного имиджа города, является введение элементов инновационного менеджмента и постепенный переход на инновационное развитие.

Инновационная деятельность является непосредственным методом стимулирования инновационного развития.

Инновационное развитие для регионов – это, в первую очередь, широкое внедрение новшеств, использование возможностей, реализация которых требует применения современных стандартов и технологий.

Многие работы, посвященные инновациям, к сожалению, не поясняют, что понимается под этим термином. Рассмотрим основные научные подходы к понятию «инновация».

Основателем системного экономического подхода к инновациям является Й. Шумпетер. В 1912 г. он опубликовал работу «Теории экономического развития», в 1939 г. – двухтомный труд «Business Cycles». Согласно Шумпетеру «инновация означает изобретение и продвижение технического или организационного новшества. В качестве новатора выступает творческий тип предпринимателя, способствующего продвижению изобретения». Большое значение имеет введенное Шумпетером различие – изобретения, патенты, идеи, концепции не являются в его трактовке инновациями, а представляют собой лишь их материал. Только в случае реализации рынком, предприятием или организацией «хорошая идея» становится инновацией[1].

Таким образом, говоря об инновациях в региональном развитии мы должны говорить не просто о новых технологиях и методах управления, а об их внедрении на рынок и получении реальной прибыли. Это является одной из наиболее сложных задач для зарождающегося отечественного инновационного менеджмента. Иными словами - если в развитых европейских странах проблема внедрения новых технологий в промышленные производства практически решена как механизм, то у нас с интервалом 5-7 лет возвращаются к этой теме, продолжают дискуссии по этой проблематике и пытаются найти решения, которые кардинально изменили бы ситуацию в этом вопросе в лучшую сторону.

Одной из проблем развития инноваций в региональном управлении является отсутствие правовой базы.

В настоящее время на федеральном уровне предпринимаются попытки ликвидировать законодательный пробел в области инновационной деятельности, тем более что в своем последнем послании Президент России поручил Правительству определиться с формами государственной поддержки новых технологий и найти подходы, соответствующие ресурсам нашего государства. При этом он сделал акцент на поддержку конкретных технологических проектов, которые принесут успех России на мировом рынке.

Но, как показывает анализ региональной практики, говорить об инновационных составляющих нашей экономики преждевременно, поскольку и на федеральном уровне, и в субъектах Российской Федерации нет ни одного закона, который бы регулировал отношения в сфере инновационной деятельности.

Важным, на наш взгляд, фактором является то, что наука, высокие технологии, инновационные проекты являются одним из способов наполнения доходной части бюджета региона. Вместе с тем финансирование разработок новых технологий является наиболее проблемным полем для региональных и муниципальных финансов. По нашему мнению, сегодня необходимо изменить подходы в вопросе финансирования разработок новых технологий и внедрения их результатов в промышленное производство, то есть оказывать финансовую поддержку только тем разработкам, которые обязательно закончатся созданием нового наукоемкого продукта, который продавался бы на рынке. Об этом хотя бы свидетельствует тот факт, что уже более 10 лет не происходит вложений в модернизацию технологической базы нашей промышленности. При максимально устаревшей технологической базе и морально устаревшем оборудовании (это речь идет, конечно, об усредненном варианте) наивно надеяться на подъем экономики в ближайшие годы, который может быть реализован только лишь на базе наукоемких технологий путем перевода экономики на инновационный путь развития.

В рамках развития региона или города важно, чтобы инновационный менеджмент был успешным на микроуровне. Это означает, что правила успешного инновационного менеджмента, действенные для предприятий, должны применятся в регионах в адаптированном к региональному и муниципальному управлению виде. Десять таких правил предлагает немецкий ученый
Г. Витткэмпер[2].

Правило 1. Предприятие, заботящееся об инновациях, держит свою организацию под постоянным контролем, само обновляет ее, чтобы сохранять способность к инновациям в сфере продуктов, услуг, методов работы. Наиболее существенным компонентом организационных инноваций является оптимизация структуры и процессов.

Правило 2. Инновационное предприятие благодаря строгому контролю обеспечивает свой инвестиционный потенциал, способность к исследованию и (или) развитию, а также способность воплощать новые идеи в новой продукции, приводить ее к успеху на рынке. Одновременно оно вводит систематический инновационный менеджмент. Предпосылкой является то, что сотрудники знакомятся с методами и задачами инновационного менеджмента и постоянно информируются о видах инновации, их целях и ходе реализации.

Правило 3. Инновационное предприятие обеспечивает путем определения собственного профиля – создания продуманной от начала и до конца и четко сформулированной корпоративной идентичности – мотивацию, психическую стабильность и идентификацию сотрудников, а также доверие клиентов и поставщиков. Это осуществляется посредством внутренней и внешней работы с общественностью.

Правило 4. Инновационное предприятие вкладывает деньги не только в новую технику и (или) новую организацию, но прежде всего, в информацию о рынках и клиентах, поставщиках, конкурентах, их продукции и услугах. Для сбора такой информации организуются специальные сети.

Правило 5. Инновационное предприятие уменьшает риск капиталовложений, увеличивает свою платежеспособность за счет кооперации с поставщиками товаров и услуг и организует сеть связей с поставщиками ноу-хау. Эти виды функционального сотрудничества дополняются операциями по трансферу сведений, которые увеличивают собственную компетентность, обеспечивают постоянный приток информации и развивают навыки ее использования. Предприятие сознательно идет на совместное управление в каждой из сфер.

Правило 6. Инновационный потенциал предприятия определяется его инвестициями в «человеческий капитал», то есть его методами повышения квалификации сотрудников и требованиями к отбору специалистов. Для этого предприятие должно обладать четкой картиной того, какая квалификация необходима для его сотрудников в будущем, и воплощать свои инновационные задачи посредством перепроверяемых каждый год целевых соглашений.

Правило 7. Инновационное предприятие с определенной периодичностью подвергает анализу свои сильные и слабые стороны, свои границы и безотлагательно реализует на практике результаты контроля. При этом важную роль играет развитая система учета рационализаторских предложений и изобретений сотрудников. Она дополняется созданием канала аккумуляции предложений, часто не попадающих под узкие правовые рамки.

Правило 8. Инновационное предприятие организует систематический контроль за продвижением своих товаров и (или) услуг на рынок и наподобие сейсмографа пытается уловить сигналы об опасностях и открывающихся возможностях, особо учитывая при этом реакции клиентов, качество и конкурентоспособность продукции. Этот систематический контроль распространяется на все существующие и открывающиеся рынки (деловые, временные, региональные и персональные). Важным проверочным вопросом в этом случае является вопрос о том, как ключевые и многопрофильные технологии отражаются на рынках продуктов и услуг и где обнаруживаются новые шансы и угрозы.

Правило 9. Инновационные предприятия расширяют ассортимент производимой продукции сначала на основе уже существующего производства и лишь затем осваивают совершенно новые области товаров и услуг. К такого рода диверсификации в стратегическом плане относятся прежде всего:

- использование всех возможностей для пролонгации рыночного цикла имеющихся товаров и услуг посредством их модификации или улучшения;

- поиск новых форм использования или областей применения существующих товаров.

Для этого также необходим анализ рынка и конкурентной борьбы, а также организация внутренних дискуссионных форумов.

Правило 10. Инновационное предприятие не ждет наступления благоприятной погоды, оно полагается на свой внутренний климат, который можно длительное время поддерживать благоприятным в том случае, если предприятие является для сотрудников источником сильной мотивации.

На наш взгляд, данные правила могут быть адаптированы к региональному и муниципальному управлению и позаимствованы для развития инновационного менеджмента и региональных инновационных систем.

Результаты анализа социально-экономического положения свидетельствуют о высоком научном и инновационном потенциале Рязани и Рязанской области. Однако, по сравнению с другими регионами Рязань его не использует либо использует слабо и не в полном объеме, что негативно сказывается на темпах экономического роста, инвестиционной привлекательности региона и увеличивает рост приоритета традиционных отраслей производства, характерных для Рязанской области

В связи с этим предлагаем рассмотреть основные показатели научного потенциала Рязани и рассмотреть некоторые предложения по введению элементов инновационного менеджмента, некоторые из которых уже апробированы в других регионах.

На территории Рязанской области функционирует 16 организаций, выполняющих исследования и разработки (таблица 3.9.1.), львиная доля их сосредоточена на территории г. Рязани, являющегося научно-образовательным центром региона. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками составляет 3461 человек (таблица 3.9.2.).

Таблица 3.9.1. Число организаций, выполнявших исследования и разработки

2003

2004

% к 2003

2005

% к 2004

2006

% к 2005

% за 2003-2006

средний темп роста, %

Всего, ед.

15

15

100,0

16

106,7

16

100,0

6,7

2,2

в том числе:

научно-исследовательские организации

9

9

100,0

9

100,0

9

100,0

0,0

0,0

конструкторские бюро

1

1

100,0

1

100,0

1

100,0

0,0

0,0

Высшие учебные заведения

4

4

100,0

4

100,0

4

100,0

0,0

0,0

промышленные организации

1

1

100,0

2

200,0

2

100,0

100,0

26,0

Таблица 3.9.2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

2003

2004

% к 2003

2005

% к 2004

2006

% к 2005

% за 2003-2006

средний темп роста, %

Всего, чел.

3030

2976

98,2

3311

111,3

3461

104,5

14,2

4,5

в том числе:

исследователи

1002

996

99,4

1207

121,2

1389

115,1

38,6

11,5

Техники

128

122

95,3

120

98,4

116

96,7

-9,4

-3,2

вспомогательный персонал

1291

1269

98,3

1379

108,7

1362

98,8

5,5

1,8

прочий персонал

609

589

96,7

605

102,7

594

98,2

-2,5

-0,8

Основные направления исследований и разработок:

· электронный и радиотехнический профиль: газоразрядные приборы, коммутационные приборы, индикаторы, цветные плоские телевизионные приемники, лазеры, информационные системы, гальванотехника, радиолокационное оборудование, геоинформатика, медицинское оборудование;

· аграрное направление: исследования и разработки в растениеводстве, хранении и применении удобрений и ядохимикатов;

· медицинское направление: исследования в области биохимии, фармакологии, хирургии, урологии, эндокринологии, валеологии и другие;

· исследования в области гуманитарных наук: педагогика, юриспруденция, психология, социология.

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ составили в 2006 г. 602 млн.руб., причем львиная доля затрат направлена на разработки (83,3%), фундаментальные и прикладные исследования составляют 7,7% и 9,1% соответственно (таблица 3.9.3.).

Таблица 3.9.3. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ

2003

% к итогу

2004

% к итогу

2005

% к итогу

2006

% к итогу

Всего, млн.руб.

632,7

100,0

563,4

100,0

626,6

100,0

602,0

100,0

в том числе:

фундаментальные исследования

15,8

2,5

20,8

3,7

30,5

4,9

46,3

7,7

прикладные исследования

32,2

5,1

43,3

7,7

45,4

7,2

54,5

9,1

разработки

584,7

92,4

499,3

88,6

550,7

87,9

501,2

83,3

Объем научно-технических работ составил в 2006 г. 1449,4 млн. руб., причем 93,3% выполнено собственными силами (таблица 3.9.4.). За период 2003-2006 гг. значительно сократилась доля исследований и разработок (на 36,9%), а также научно-технических услуг (на 71,4%) в объеме научно-технических работ, возросла доля прочих работ (услуг) (на 193,8%).

Таблица 3.9.4. Объем научно-технических работ по их видам

2003

% к итогу

2004

% к итогу

2005

% к итогу

2006

% к итогу

Научно-технические работы, млн.руб.

1161,8

100,0

1239,2

100,0

1024,2

100,0

1449,4

100,0

В том числе:

исследования и разработки

957,7

82,4

940,8

75,9

835,6

81,6

753,6

52,0

научно-технические услуги

15,8

1,4

35,5

2,9

12,6

1,2

5,7

0,4

Прочие работы (услуги)

188,3

16,2

262,9

21,2

176

17,2

690,1

47,6

Из общего объема научно-технических работ выполнено собственными силами, млн.руб.

1112

100,0

1185,3

100,0

918,2

100,0

1351,7

100,0

В том числе:

исследования и разработки

909,4

81,8

894,9

75,5

730,9

79,6

656,1

48,5

научно-технические услуги

14,3

1,3

27,5

2,3

11,4

1,2

5,7

0,4

Прочие работы (услуги)

188,3

16,9

262,9

22,2

175,9

19,2

689,9

51,0

% объема работ, выполненного собственными силами

95,7

95,7

89,7

93,3

Деятельность аспирантуры за период 2003-2006 гг. характеризуется ростом численности аспирантов на 11,2%, увеличением приема в аспирантуру на 20%, увеличением выпуска из аспирантуры на 36,7% Наибольшая доля молодых ученых сосредоточена в технических (26%), медицинских (13,9%), юридических (13%), экономических (12,3%) отраслях наук (таблица 3.9.6.).

Деятельность докторантуры за период 2003-2006 гг. характеризуется уменьшением численности докторантов (17,6%), увеличением приема в докторантуру (37,5%), уменьшением выпуска из докторантуры (54,5%) (таблица 3.9.7.).

Таким образом, в Рязани имеется высокий потенциал для развития городской инновационной системы (для области мы можем говорить о региональной инновационной системе).

Создание региональных инновационных систем (РИС) является одним из самых популярных и эффективных способов введения инновационного менеджмента в практику регионального управления.

В структуру городской инновационной системы мы включаем научно-исследовательские организации, университеты, отдельных ученых и изобретателей, предприятия, которые составляют основу, поскольку стремятся развивать производство за счет инноваций.

Как и в любой другой системе в инновационной системе происходит взаимодействие всех акторов, и в первую очередь государственных и частных организаций, компаний со смешанной формой собственности.

Инновационная система развивается благополучно и эффективно только при поддержке государственной и местной власти, которые определяют правовое поле предпринимательской деятельности, создают условия для ориентации научных исследований на рынок, систему мотивации научно-исследовательской деятельности, устанавливают степень включенности высших учебных заведений в процесс государственного и муниципального управления.

Внутри инновационной системы все акторы тесно взаимодействуют между собой с целью достижения максимального результата при минимальных затратах. В основе их взаимодействия лежат принципы партнерства, доверия, с одной стороны, и рациональности с другой.




[1] Цит. по Harhoff, Dietmar: Wissenschaft als Innovationsquelle. In: Wirtschaft und Wissenschaft. 3. Quartal 2004. S. 42-51.

[2] Цит. по: Vgl. Wittkaemper. Gerhard W.: Das innovative Unternehmen. In: In: Institut fuer Innovations- und Kommunikationsforschung e.V.- IIK – (Hrsg.): Beitraege zur Innovation Bd. 3. Muenster 1989. S. 1-21. hier: aktualisierte Fassung 2005.

Центральный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Москва
Южный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Ростов-на-Дону
Северо-западный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Санкт-Петербург
Дальневосточный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Хабаровск
Сибирский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Новосибирск
Уральский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Екатеринбург
Приволжский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Нижний Новгород

©2009. «Институт политической регионалистики».
Все права защищены.

Информационно-консультативное агентство Регион-Прогноз Яндекс цитирования Информационно-аналитическое агентство Полит-Прогноз