Институт политической регионалистики


Новая страница

С.Н. Гараев

кандидат политических наук

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ ВЛАСТИ

Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах.

Общеизвестно, что демократическое правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя, институт местного самоуправления является важным звеном в развитии демократии и многоуровневой власти, позволяющим эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ, оптимально сочетать интересы человека и государства[1].

Местное самоуправление согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает ограничение прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. Численность поселения не может служить препятствием в осуществлении права граждан на местное самоуправление[2].

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.

Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным делением государства. Оно не может противопоставляться центральной власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства.

Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов - основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

Согласно статье 12 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Однако на деле сегодня можно говорить лишь о встраивании местного самоуправления в качестве нижнего линейного звена в иерархию «вертикали власти» во главе с президентом[3].

Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы.

На протяжении всей истории государственности прослеживается тесная органическая взаимосвязь между развитием государства и самоуправлением. В различных типах государства на разных этапах исторического развития существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, устанавливаемым государством в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима[4]. Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена глубинными объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка различных социальных групп, характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации населения, имеет признаки как властного, так и общественного института. Местное самоуправление в современных условиях имеет двойственную природу и по своей сути является общественно-политическим институтом. В силу своей двойственной природы, как общественной, так и государственной, оно может реализоваться в виде властного института, в виде территориального общественного самоуправления или сочетания первого и второго.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Социальный опыт человечества свидетельствует, что не во все периоды развития государства решение повседневных вопросов на местах принимало форму самоорганизации. Это означает, что местное самоуправление как одна из форм самоорганизации населения существовало далеко не всегда. Современные принципы и формы местного самоуправления – результат сложного процесса поиска компромисса, согласования интересов общества в лице территориальных сообществ и государства. Вероятно, исходя из этого, современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Политическая составляющая вопроса о местном самоуправлении, связана с необходимостью обеспечения автономии местного самоуправления и вместе с тем единства уровней публичной власти. Степень децентрализации власти определяется объективными потребностями развития всего общества, поэтому на местный уровень должен быть передан тот необходимый объем полномочий, который обеспечит максимально эффективное решение местных вопросов и вопросов, государственного значения, переданных муниципалитетам. Чрезмерная централизация власти приводит к невозможности решать вопросы местного значения самим населением и органами власти им избранными и подконтрольными. В связи с этим, возникает необходимость в разрешении противоречия между существующими конституционными принципами взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, с одной стороны, и практикой их осуществления, с другой. Органы местной власти занимают важное место в системе власти любого государства[5].

Местное самоуправление является рычагом демократизации общества. Если разобраться в полномочиях государственной власти на местах и четко отделить их от обязанностей местной представительной власти, то получится, что все необходимости и потребности людей (их социальная занятость, здоровье, учеба, заработная плата, сфера ЖКХ) лежат в сфере компетенции местных властей.

Муниципальная власть как сложная многоуровневая открытая система характеризуется многообразием целей, отвечающих запросам окружающей действительности. Местное самоуправление, таким образом, является наиболее лабильной и быстроизменяющейся категорией государственной власти, оптимизация работы которой ведет к укреплению власти в стране в целом. Местное самоуправление позволяет развернуть аппарат государственной власти к обществу, делает их взаимозависимыми. Динамическая, открытая природа этого уровня власти позволяет оптимизировать отношения всех ветвей власти на местах, укрепляет властную вертикаль на государственном уровне, являясь не только мельчайшей ее единицей, но и ее базисом.

Современная форма реализации местного самоуправления в России является итогом длительного исторического пути. Сегодня понятие «местное самоуправление» тесно связано с понятием «государство», так как местное самоуправление, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является одним из элементов политической системы современной России, в целом предназначенной для реализации принципа народовластия. По мнению некоторых ученых, повышение правового статуса представительных органов местного самоуправления – часть общего процесса укрепления представительной, законодательной власти и на региональном, и на федеральном уровнях.

Институт местного самоуправления несет в себе четыре основных признака: выборность, собственная компетенция, наличие ресурсов, подзаконность. Федеральный уровень власти всегда опирался на органы местного самоуправления и считал местную власть своим союзником, тогда как субъекты Федерации не являются надежной опорой, поскольку они более подвержены центробежным тенденциям. Сегодня можно говорить о том, что кроме существующего баланса властей есть еще и баланс уровней власти.

Современное развитие федеративных отношений, новые тенденции развития всей страны усиливают роль органов местного самоуправления в целом и на развитие федеративных отношений. На уровне местного самоуправления продекларировано разделение властей, что ранее отсутствовало в законодательстве о местном самоуправлении.

Рассматривая вопрос о местном самоуправлении, можно выделить следующие положительные стороны этого института.

Во-первых, местное сообщество получает полную свободу решения всех социальных, экономических, политических и других вопросов местного значения исходя из интересов населения соответствующего муниципального образования и особенностей его развития.

Во-вторых, местное сообщество приобретает реальное право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, определять целесообразность, направления, условия и сроки ее приватизации и муниципализации на местах.

В-третьих, расширяется бюджетная самостоятельность, которая гарантируется федеральным законом. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В-четвертых, местное самоуправление предусматривает гарантии и обеспечение минимальных государственных социальных стандартов по основным показателям уровня качества жизни.

И, в-пятых, создаются благоприятные условия для развития народовластия[6].

Население, образующее местное сообщество, приобретает полную свободу в выборе и использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей и т. д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества право на проявление правотворческой инициативы по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в сочетании и в соответствии с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - обнародованию для всеобщего сведения.

Местное самоуправление - это противовес всесилию и злоупотреблению центральных государственных структур. Реальное участие в местном самоуправлении предоставляет населению возможность для получения политического образования. Общие задачи, совместная деятельность людей, их общая ответственность положительно влияют на развитие демократии.

Противники же развития местного самоуправления в России утверждают, что, в конечном счете, оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и ущемлению национальных интересов. Однако такие мнения противоречат опыту существования местного самоуправления в странах с развитой рыночной экономикой, где не наблюдается таких негативных последствий.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях: гарантированное соблюдение общегосударственных интересов, обеспечение территориальная целостности, суверенитета и безопасности государства, сохранение единого экономического пространства, не разграниченного таможенными, финансовыми и иными барьерами, что способствует свободному перемещению товаров и услуг на всей территории страны.

Появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических связей, возникновение трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ и многие другие, может быть исключено при правильной организации местного самоуправления[7].

Местное самоуправление призвано решать следующие задачи:

1. Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения.

2. Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.

3. Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ.

4. Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

5. Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития.

6. Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.

7. Повышение инвестиционной привлекательности территории[8].

В настоящее время в России существует множество причин, доказывающих необходимость развития местного самоуправления. Среди основных причин можно выделить потребность в демократизации всех сфер жизни российского общества, общегосударственной и региональной децентрализации с перераспределением в разумных пределах власти и ресурсов между федеральной, промежуточными территориальными (региональными) структурами и административно-территориальными образованиями в пользу местных сообществ; ориентация местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности всего дееспособного населения соответствующих территорий; необходимость сбалансирования интересов и отношений федеральных, региональных, местных территориальных образований и соответствующих им органов власти, правильного распределения между ними полномочий и ответственности; потребность в улучшении качества жизни большей части населения всех территориальных образования[9].

Развитие местного самоуправления в России не только важная, но и очень сложная задача. Ее решение возможно только при наличии прочного научного фундамента.

С 2002 г. в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным компонентом этой реформы стала реформа местного самоуправления. В 2003 г. был принят новый Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В дальнейшем в него был внесен ряд изменений и дополнений. В полную силу новый закон о местном самоуправлении вступает с 1 января 2009 г., а сейчас в порядке эксперимента реализуется в Ставропольском крае и Новосибирской области.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначил следующий этап реформы местного самоуправления, цель которой заключается в том, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой - сделать их ответственными перед государством. В результате улучшились правовые условия для организации местного самоуправления. Большее внимание в нормах Федерального закона 2003 г. уделяется регулированию бюджетного процесса в муниципальных образованиях, межбюджетному регулированию, процессам выравнивания применительно к разным типам муниципальных образований. Однако, эффективность этих процессов во многом будет зависеть от наличия соответствующих норм в Бюджетном и Налоговом кодексах, определяющих доходную базу местных бюджетов.

Таким образом, подходы к регулированию муниципальных отношений указывают на стремление Президента Российской Федерации и федерального законодателя совершенствовать муниципальную систему страны, создать условия для развития инициатив и ответственности населения в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных образований, укрепления народовластия на местном уровне. Это дает основание сделать вывод о начале нового этапа реформы местного самоуправления как одного из важных направлений реформы всей системы управления обществом и государством, базирующейся на принципах конституционного федерализма и народовластия.

Реформу местного самоуправления в современной России следует рассматривать как часть общего процесса становления новой российской государственности, который обусловливает существенные качественные изменения во многих сферах жизни общества и государства. Естественно, этот процесс связан с целым комплексом экономических (затянувшийся процесс перехода к рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения и т.д.), политических (падение доверия населения к институтам власти) трудностей.

Некоторые эксперты выделяют следующие проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации:

- финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением; невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах;

- слабость гражданского общества, низкий уровень общественной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления;

- сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления;

- недооценка важности реформы местного самоуправления, вылившаяся в неурегулированность межбюджетных отношений;

- дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности[10].

Согласно Европейской Хартии местного самоуправления государство регулирует распределение финансовых средств между органами местного самоуправления, предоставляет им субсидии на финансирование определенных проектов. Без государственного решения этой задачи местное самоуправление не в состоянии нормально функционировать. Особенно актуален этот вопрос для современного положения дел в сфере взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации[11].

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.




[1] Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М., 2005. - С. 238.

[2] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. (в редакции 19.06.2004) №184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - №42.

[3] Конституция Российской Федерации. М., 2001.

[4] Ковешников Е.М.Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2002. - С. 57.

[5] Основы местного самоуправления: Учеб. пособие. М., 2000. - С. 105.

[6] Глазунова Н.И.Система государственного и муниципального управления. М., 2006. - С. 632.

[7] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. / Е.И. Козлова. СПб. 2007. С. 403

[8] http://www.samoupravlenie.ru/16-03.htm

2 Парахина В.Н.Муниципальное управление: учеб. пособие / В.Н.Парахина, Е.В.Галлеев, Н.Н.Ганшина. М., 2007. - С. 496.

1 Система муниципального управления: учебник для вузов, 3-е изд. / Под ред. В.Б.Зотова. СПб., 2007. - С. 560.

[11] Основы Европейской хартии местного самоуправления: Методическое пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В.А. Черникова. - С. 71

Центральный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Москва
Южный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Ростов-на-Дону
Северо-западный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Санкт-Петербург
Дальневосточный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Хабаровск
Сибирский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Новосибирск
Уральский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Екатеринбург
Приволжский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Нижний Новгород

©2009. «Институт политической регионалистики».
Все права защищены.

Информационно-консультативное агентство Регион-Прогноз Яндекс цитирования Информационно-аналитическое агентство Полит-Прогноз