Институт политической регионалистики


Новая страница

Е.А. Куштавкина

кандидат политических наук

Рязанский государственный университет

им. С.А. Есенина

ОСЕТИНО-ИНГУШСКИЙ КОНФЛИКТ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

На протяжении всей истории нашей страны Северный Кавказ являлся самой нестабильной ее частью; большая часть конфликтов, носящих межэтнический характер, берут свои истоки именно на южных границах государства. Между тем, ошибочно полагать, что причины не спокойной обстановки в регионе кроются исключительно в коренных особенностях народностей, проживающих в кавказских республиках. Немалая часть противоречий, сохранившихся до сих пор, были заложены еще при царской власти – в период присоединения территорий, или при СССР, когда было принято немало крайне спорных решений. К таковым, без сомнения, относится осетино-ингушский конфликт, «унаследованный» Российской Федерацией от своих предшественников и не урегулированный до сих пор.

Указанный конфликт развивается в течение достаточно длительного времени волнообразно – периоды некоторого спокойствия сменяются максимально агрессивными фазами. Рассмотрим историю противостояния, выявив основные причины его возникновения.

Осетино-ингушский конфликт является этнополитическим и представляет собой одну из его разновидностей, характерную борьбой за территорию. Подобные противостояния, наряду с конфликтами, ставящими своей целью борьбу за независимость, наиболее остры и имеют наименьший успех на урегулирование. В рассматриваемом случае спорной территорией является Пригородный район Северной Осетии. На сегодняшний день противостояние неоднократно приводило к вооруженным столкновениям с многочисленными жертвами, кроме того, вызвало исход ингушского населения с указанной территории.

Хронология причин конфликта такова. С 1922 г. Пригородный район был частью Ингушской автономной области, а в 1934 г. перешел под юрисдикцию объединенной Чечено-Ингушской АССР.

В 1944 г., после депортации чеченцев и ингушей в отдаленные районы Казахстана и Сибири, район включили в состав Северо-Осетинской АССР и заселили осетинами.

24 ноября 1956 г. президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов, однако, Пригородный район остался в составе Северной Осетии. В качестве компенсации в состав ЧИАССР были включены три района Ставропольского края - Наурский, Шелковской и Каргалинский, которые и сегодня принадлежат Чечне.

В целом после 1957 г. в составе Северной Осетии осталась примерно одна треть территории Ингушетии, причем наиболее развитая ее часть. До депортации здесь проживало 34 тыс. человек, из них 31 тысяча человек - ингуши[1].

Необходимо также отметить, что после 1944 года в Пригородном районе осели тысячи осетинских семей. В правобережной части города Владикавказа расположены руководящие органы Северной Осетии, министерства и ведомства, высшие учебные заведения, объекты культурного назначения, а также крупные промышленные предприятия, выпускавшие в конце 80-х годов более половины из всего объема промышленной продукции Северо-Осетинской АССР.

В 1963 г. руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека. В это же время ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но, даже получив отказ, не примирились с потерей земель. Это было вполне логично, так как до депортации здесь проживала значительная часть ингушского населения, с этой территорией связаны многие важные факты истории Ингушетии – именно здесь находился, например, административный центр ингушской автономии 1924-1934 годов.

После возвращения из ссылки многие ингуши поселились в Пригородном районе и в городе Орджоникидзе (Владикавказ). По переписи 1970 г. в Северо-Осетинской АССР проживало 18 387 ингушей, что составляло примерно 11,7% всех ингушей СССР[2]. В это же время начинается ингушское движение за восстановление ингушской автономии в прежних границах. Вначале это были лишь коллективные письма в ЦК КПСС, а в январе 1973 г. состоялся трехдневный митинг в г. Грозный с требованием рассмотреть вопрос о восстановлении автономии и возвращении Пригородного района. Не желали расставаться со спорными землями и в Северной Осетии: в октябре 1981 г. в Орджоникидзе прошли многолюдные выступления протеста.

С началом перестройки ингуши вновь пытаются переломить ход неудачно складывающихся для них переговоров с центральной властью по территориальному вопросу. В 1988 г. была создана общественно-политическая организация «Нийсхо» (Справедливость), ставящая своей целью восстановление ингушской автономии в исторических границах. С положительным решением этого вопроса национальное движение связывало будущее возрождение ингушского народа и его государственности.

Промежуточной победой ингушей стало принятие 26 апреля 1991 г. Верховным советом РСФСР закона «О реабилитации репрессированных народов», предусматривавший, среди прочего, территориальную реабилитацию этого народа. Однако уже через год Верховный совет страны принял закон «Об образовании Ингушской республики в составе РФ» без демаркации границ.

Наибольшей кажется вероятность того, что роль катализатора в осетино-ингушском конфликте образца 1992 г. сыграли процессы, связанные с событиями в Чечне. Тяга чеченцев к независимости и решение ингушей остаться в составе России, естественно, привели Чечено-Ингушетию к расколу, хотя среди вайнахов (населения Ингушетии) было много сторонников сохранения ее единства.

15 сентября 1991 г., в день самороспуска последнего Верховного Совета советской Чечено-Ингушетии, в г. Назрани состоялся чрезвычайный съезд народных депутатов Ингушетии всех уровней, где было декларировано провозглашение Ингушской республики с включением исторической территории и с административным центром в г. Владикавказе. 4 июня 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации», в котором, однако не были определены границы вновь образованной республики. Российское руководство не спешило приступить к реализации им самим принятого закона о реабилитации репрессированных народов. Москва явно стала склоняться на сторону осетин, считающихся самым лояльным к России народом на Северном Кавказе, в отличие от ингушей, относящихся к «бунтарскому» вайнахскому этносу[3]. Вполне вероятно также, что определенные силы в федеральном Центре не препятствовали развитию конфликта между осетинами и ингушами, строя планы благодаря этому изменить ситуацию в Чеченской республике.

По предложению Северной Осетии Верховный Совет Российской Федерации 12 июня 1992 г. ввел чрезвычайное положение в осетинских районах, граничащих с Ингушетией и Чечней. Во исполнение этого постановления в республику были переброшены воинские контингенты с тяжелой техникой. Одновременно в Северной Осетии, при явном содействии Москвы, начали создавать вооруженные структуры - национальную гвардию и народное ополчение для противодействия так называемой «ингушской экспансии». Российское руководство передало в распоряжение осетин большое количество оружия и военной техники, более того, всевозможные предметы вооружения, в том числе гранатометы, взрывчатые устройства, стали выпускаться на заводах Владикавказа. Многие эксперты полагают, что позиция российского руководства в конфликте формировалась под воздействием событий в Чечне и «выражалась в формуле: главное - не обеспечение безопасности граждан, а обеспечение целостности и безопасности России - фактически давалась официальная санкция Владикавказу на проведение масштабных этнических чисток в республике»[4].

Результатом этого стало зарождение в 1992 г. в Пригородном районе вооруженного конфликта между ингушами и осетинами. Этот небольшой по своим временным рамкам период стал наиболее сложным во взаимоотношениях сторон. Всего за несколько дней во время столкновений с обеих сторон погибло до 600 человек, свыше 900 было ранено. Почти все ингушское население Пригородного района было вынуждено покинуть свои дома и бежать в соседнюю Ингушетию. Президент России Б. Ельцин ввел в зону конфликта войска.

Начало вооруженному конфликту было положено 31 октября 1992 г., когда началась массированная вооруженная акция осетинских формирований под прикрытием российской армии против ингушских поселков, которые защищали только местные жители. В течение нескольких дней происходили убийства, захват заложников, поджоги и разграбления домов, завершившиеся изгнанием ингушей из Пригородного района и Владикавказа. Депортированное население исчислялось десятками тысяч (по некоторым сведениям, было изгнано 60 тысяч ингушей), по официальным данным погибло 583 человека, в том числе 407 ингушей, 105 осетин, 17 военнослужащих. Свыше 200 человек оказались в заложниках или пропали без вести[5]. По свидетельствам очевидцев, наиболее жесткую роль при изгнании ингушей сыграли специально переброшенные из Южной Осетии боевики, имеющие опыт войны в условиях этнического противостояния.

В общей сложности в операции против ингушей участвовали объединенное российско-осетинское войско количеством в 68 тыс. человек. В числе российских войск - дивизия особого назначения ДОН, два полка псковской дивизии ВДВ, спецназ МВД РФ, гарнизон и курсанты военных училищ г. Владикавказа. Осетинские формирования представляли Республиканская гвардия, Народное ополчение, ОМОН МВД Северной Осетии, два казачьих полка и югоосетинская бригада «Ир»[6].

2 ноября 1992 г. на территории Ингушетии и Северной Осетии Москва ввела режим чрезвычайного положения, перебросив сюда дополнительные федеральные силы, но убийства и террор в отношении ингушей продолжались и после этого. Интенсивные вооруженные столкновения прекратились лишь спустя 2 дня. За эти дни из Владикавказа и 14 сел Пригородного района были полностью изгнаны все ингуши.

Вмешательство федерального центра в осетино-ингушский конфликт на стороне Северной Осетии и, фактически, прямое участие высокопоставленных российских чиновников и генералов в подготовке антиингушской операции на первый взгляд кажутся совершенно немотивированными.

Однако как уже отмечалось выше, российские войска в этом противостоянии скорее всего ставили своей главной целью не только и не столько «успокоение» ингушей. Быстро разгромив слабые и разрозненные отряды ингушской самообороны, 5 - 6 ноября 1992 года федеральные части фактически покинули район конфликта и двинулись на восток - через территорию Ингушетии в сторону границы с Чечней. Именно мятежная республика, по нашему мнению, являлась настоящим объектом операции, разработанной Советом безопасности РФ и руководителями федеральных силовых ведомств.

За период после вооруженного противостояния стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Последнее из них на сегодняшний день было подписано после избрания М. Зязикова президентом Ингушетии в 2002 году. Эти соглашения, однако, не устранили всех имеющихся проблем. Ингуши требуют возвращения беженцев в Пригородный район и исполнения федеральных законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской республики». Ингушская сторона убеждена, что Северная Осетия затягивает процесс возвращения переселенцев, а в Северной Осетии считают, что ингуши завышают число беженцев, и указывают на то, что в Пригородном районе до сих пор нет необходимого морально-психологического климата для совместного проживания представителей двух народов. Часть беженцев, тем не менее, удалось вернуть, однако в некоторых селах возвращению ингушей яростно сопротивляются местные жители - осетины. Ситуацию осложняет развернувшийся летом 2008 г. с новой силой конфликт между Грузией и Южной Осетией, в результате которого сама Северная Осетия тоже была вынуждена размещать у себя беженцев.

Ранее 7 октября 2004 г. Президент В. Путин подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между Республикой Северная Осетия-Алания и Республикой Ингушетия», согласно которому была упразднена должность специального представителя Президента России по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта и его аппарат. Обязанности по решению проблем беженцев были возложены на полномочное представительство президента РФ в ЮФО.

В 2005 г. проблема урегулирования осетино-ингушского конфликта приобрела особую актуальность. В соответствии с законом о местном самоуправлении, субъекты федерации должны были до 31 марта этого года закончить и законодательно закрепить разграничение муниципальных образований. Ингушетия оказалась единственным регионом России, где не определены административные границы республики, так как Народное собрание Ингушетии отказалось обсуждать закон «О муниципальных образованиях Республики Ингушетия». По мнению депутатов, границы муниципальных образований Ингушетии должны быть обозначены с учетом ранее входивших в ее состав территорий, согласно «Закону о реабилитации репрессированных народов», который предполагает возвращение этим народам отторгнутых у них ранее земель. Однако указанный закон вступает в противоречие с российским законодательством, согласно которому границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Народное собрание Ингушетии полагает, что сначала нужно вернуть республике «спорные территории», а уже потом определять границы муниципалитетов.

В том же году депутаты Госдумы и сенаторы от Ингушетии обратились к Президенту с просьбой помочь в определении границ республики с Северной Осетией и Чечней. Аналогичное обращение было направлено тогдашнему полномочному представителю президента РФ в Южном федеральном округе Д. Козаку, которому предлагалось, в частности, обратить внимание на «возвращение в состав республики Пригородного района».

В свою очередь, Д. Козак предложил президентам Северной Осетии и Ингушетии А. Дзасохову и М. Зязикову подписать подготовленный под его руководством и при помощи Федеральной миграционной службы, Министерства юстиции и Госстроя план «Первоочередные совместные действия по урегулированию осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года». В документе подробно расписаны сроки возвращения беженцев и места для их расселения, указаны ответственные за процесс ведомства, а также определен механизм решения территориальных споров между республиками в Конституционном Суде России.

А.Дзасохов, однако, отказался его подписать, заявив, что документ не имеет финансовой базы и может спровоцировать в республике новый виток напряженности. При этом он также признал, что активизация процесса по возвращению ингушских беженцев после бесланской трагедии может быть неправильно понята жителями республики, так и не получившими извинений от ингушских семей, чьи представители оказались в группе террористов, захвативших школу в Беслане.

Существует мнение, что именно отказ А. Дзасохова подписать этот документ стал причиной его последующей отставки, которая произошла в мае этого года.

На Президента Ингушетии М. Зязикова, в свою очередь, оказывало давление ингушское общественное движение «Ахки-Юрт», требующее вернуть Пригородный район.

Новый план Д. Козака по возвращению ингушских беженцев устраивал лишь осетинскую сторону. Народное собрание Ингушетии отвергло его, поскольку, по мнению депутатов, предложенный вариант урегулирования грубо нарушает конституционные права ингушей - вместо возвращения в свои дома, ингушским беженцам предлагают обустраиваться на новых землях, причем это переселение может затянуться на годы.

Осетинская же сторона заявляет, что Северная Осетия согласна на возвращение беженцев, но из чуть более 7 тыс. лиц, которые, по данным Федеральной миграционной службы, имеют такой статус (по ингушским данным, их почти вдвое больше), у 4 тыс. отсутствуют документы на жилье на территории Северной Осетии, а еще 1200 человек не определились, хотят ли они возвращаться[7]. Около 1100 беженцев проживали в зоне, которая в недавнее время была объявлена «водоохранной» и закрытой для проживания кого бы то ни было, а также в населенных пунктах, уже «открытых» для возвращения беженцев. Еще одна серьезная проблема состоит в том, что в части покинутых ингушами домов живут беженцы из Грузии, Чечни и Средней Азии, и североосетинские власти опасаются, что их выселение создаст еще один источник напряженности. В качестве альтернативы сейчас ведется строительство специального поселка для расселения семей беженцев.

Сегодня существуют различные мнения в отношении количества ингушских беженцев, остающихся пока за пределами Северной Осетии. Максимальное число, которое называется осетинской стороной, - 20 тысяч; по ингушским источникам эта цифра увеличивается более чем в 3 раза - 67-75 тысяч[8].

Новый виток напряженности между двумя республиками начался в 2006 г. В августе этого года руководитель Национального антитеррористического комитета Н. Патрушев на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что «успешные контртеррористические операции в Чечне послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в Ингушетии и Северной Осетии, население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом этого года в населенных пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

Более того, конфликт плавно перетекает в свою новую фазу – противоборство ингушей с русским населением республики – за последние годы было убито и похищено более сотни человек. Вообще, если по состоянию на 1991 г. на территории нынешней Ингушетии проживало около 50 тысяч русских, в основном терских казаков, а ряд населенных пунктов были частично (станицы Вознесеновская, Сунженская, Николаевская, город Карабулак) или полностью (станица Троицкая) заселены казаками, то, начиная с весны 1991 г., русское население подвергалось притеснениям и истязаниям, его целенаправленно и планомерно изгоняли из республики[9]. Первые на всем Северном Кавказе масштабные межнациональные столкновения с человеческими жертвами произошли еще в мае 1991 г. в станице Троицкой. После осетино-ингушского конфликта в октябре
1992 г., когда в республику хлынули беженцы-ингуши из Северной Осетии, последние остатки казачьего населения почти полностью покинули Ингушетию.

К настоящему времени русское население Ингушетии составляет около 2500 человек – 3-5% от уровня 1991 г. и состоит из людей пенсионного возраста[10]. Большинство терских казаков - беженцев из Ингушетии в настоящее время проживает в Северной Осетии или южных районах Ставрополья, где ими даже в голой степи были основаны новые населенные пункты. Происходившее в 1991-1992 гг. процессы исхода русского населения и нынешние систематические убийства последних представителей русского населения Ингушетии показывают наличие у определенных сил стремления сделать республику полностью моноэтнической и моноконфессиональной.

Ситуацию вокруг конфликта двух республик в составе Российской Федерации – Северной Осетии-Алании и Ингушетии, пик которого пришелся на нестабильное в политическом плане начало 90-х годов прошлого века, до сих пор нельзя считать урегулированным. Ошибки высшего руководства СССР, допущенные в отношении воинственных народов Кавказа, оставляют мало вариантов решения проблемы. Тем не менее, эту ситуацию ни в коем случае нельзя пускать на самотек, иначе страна рискует вновь получить горячую точку.




[1] Яндиева М. Депортация ингушей. Фальсификации и подлинные причины. М., 2008. - С. 25.

[2] Анчабадзе Г.З. Вайнахи. Тбилиси, 2001. - С.51.

[3] Там же. С. 64.

[4] Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века / Под ред. В.А.Золотарева. М., 2000. - С.21.

[5] Россия и СССР в войнах XX века / Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 2001. - С. 39.

[6] Дейч М. Осетино-ингушский конфликт: у каждой из сторон - своя правда // http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2007/11/m112936.htm.

[7] Дейч М. Осетино-ингушский конфликт: у каждой из сторон - своя правда // http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2007/11/m112936.htm.

[8] Пригородный район Северной Осетии // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17209.

[9] Сошин Ю. Дерусификация по-ингушски // http://www.pravaya.ru/look/13574?print=1.

[10] Там же.

Центральный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Москва
Южный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Ростов-на-Дону
Северо-западный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Санкт-Петербург
Дальневосточный федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Хабаровск
Сибирский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Новосибирск
Уральский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Екатеринбург
Приволжский федеральный округ
Центр федерального округа —
г. Нижний Новгород

©2009. «Институт политической регионалистики».
Все права защищены.

Информационно-консультативное агентство Регион-Прогноз Яндекс цитирования Информационно-аналитическое агентство Полит-Прогноз